top of page

ПИТЕР - АЛТАЙ - ЧАСТЬ 5

В августе команда SKALOLAZ.PRO совершила путешествие на Алтай и обратно. Экспедиция длиной в 10 тысяч километров состоялась при поддержке компании ULTRA-C, производителя российской спортивной магнезии. Мы продолжаем серию публикаций, в которых расскажем о том, что увидели, проехав через полстраны. Сегодня речь пойдёт о скалах в окрестностях Горно-Алтайска.

Скалолазный район Майма

Горно-Алтайск - столица республики Алтай. Последний крупный город на пути нашей скалолазной экспедиции. Дальше - только сёла, Чуйский тракт, петляющие вдоль него Катунь и Чуя. И долгожданные горы. Население Горно-Алтайска - около 60 тысяч человек. Это небольшой, но благоустроенный городок, в котором есть всё, к чему привыкли мы, избалованные жители мегаполисов. Сетевые магазины, рестораны и кофейни, парки и даже горнолыжный склон. Да, на горе Тугая (Туу Кая), на которую мы поднялись, чтобы полюбоваться закатом, есть подъёмник. Но об этом позже.

Мы прибыли в город на 11 день пути. Задачи стояли следующие: постираться после Саввушки, зарядить технику и пополнить запасы провизии, купить топшуур (алтайский двухструнный музыкальный инструмент) и разведать местные скалолазные районы. Их в окрестностях Горно-Алтайска три: Майма, Рыбалка и Бабырган. Мы посетили лишь первые два. Майма - самый близкий район. Фактически он находится в черте города. Рядом со скалами - удобная парковка, затем по еле заметной тропе нужно подняться к скалам. Подход занимает всего несколько минут. Трасс пять, от 5b до 6с. Отличное место для тренировок, поскольку в хорошую погоду сюда добраться не сложнее, чем на скалодром. Которого, кстати, в Горно-Алтайске нет. По крайней мере, мы не нашли коммерческий зал, который был бы открыт для всех желающих.

Кстати, по поводу открытости скалодромов. Маршрут экспедиции проходил через Бийск, второй по численности населения город Алтайского края. Мы знали, что там есть зал, и попытались туда проникнуть. Однако потерпели фиаско: несмотря на то, что было около часа дня, скалолазный центр «Грани» оказался закрыт, а на табличке на двери был указан какой-то очень специфический режим работы. Понятно, что скалолазов в городе немного, поэтому, в целях экономии, зал не работает в режиме 24/7. Но нам кажется, что популярность скалолазания и не будет расти, если двери скалодромов в регионах, в небольших городах будут чаще закрыты, чем открыты. Думается, стратегически более верной является ситуация, когда скалодром открыт не только по вечерам для своих, но и весь день для всех желающих. Тем более, что во время, когда посетителей мало, можно заниматься уборкой, перекруткой трасс и тому подобными делами. В общем, желаем всем скалодромам быть «открытыми» в 2023 году!

Владимир Татанаков (в камуфляже), его семья (жена Маргарита и две дочки) и мы с топшууром.

Но вернёмся в Горно-Алтайск. После того, как мы размялись в Майме и выполнили необходимые приготовления перед отъездом, осталась ещё одна миссия: купить топшуур. Мастера Владимира Татанакова, который изготавливает эти инструменты, нашли через «Авито». Правда, связаться с ним было не просто: август - период сбора кедровых шишек, и Владимир часто был в лесу, где мобильник не ловит. Тем не менее, на второй день в Горно-Алтайске нам удалось договориться о встрече. Владимир живёт в частном секторе на склоне горы. Это самобытная и живописная часть города. Отсюда открывается красивый вид на долину и синеющие вдали горы. Дом мы нашли не сразу, сначала даже вломились на ужин к какой-то алтайской семье. Извинились, сориентировались и спустились на квартал вниз. Нас встретила хозяйка Маргарита с детьми. Старшая дочка вынесла топшуур и продемонстрировала инструмент в деле. В это время Владимир вернулся из леса, настроил инструмент, после чего сделка была совершена. В подарок мы получили пакетик только что собранных ароматных шишек и чудесный закат, наблюдать за которым решили с вершины горы Тугая.

Её высота более 600 м, путь наверх и особенно вниз по скользкой тропе весьма непрост. Тем не менее, оно того стоило. Панорама Горно-Алтайска, сверкающего огоньками, краски заката над горами - всё это останется в памяти навсегда. Удивили ребята, которые косили траву на склонах горы. Они продолжали работать практически в полной темноте безо всяких фонарей. Парни закончили работать, лишь когда мы спустились к подножию, а склон Тугой погрузился во мрак.

Каменное изваяние в Музее Алтая

Мы провели в Горно-Алтайске ещё один день: сходили в музей, завесили фингер и потренировались на спорт-площадке, купили сувениров. Они тут есть, но нужно подходить к делу с умом. Слово «кезер» в поисковике поможет сделать правильный выбор. Травы, продукцию оленеводства и тому подобные вещи мы приобрели раньше в Барнауле, в знаменитой Горной аптеке. Культовое место с большим выбором всевозможных снадобий и лакомств. На следующее утро отправились в путь. Перед тем, как покинуть цивилизацию и затеряться в алтайских горах, заехали во второй местный скалолазный район, который называется Рыбалка. В отличие от Маймы, здесь нас ждало разочарование. Скалы находятся на территории, проезд и проход на которую ограничены. Сначала мы объясняли охраннику, что просто хотим полазать. Потом пришёл мужчина в форме МЧС, и мы ещё раз всё рассказали ему. Разрешение на проход к виднеющимся за деревьями скалам было получено. Тропы, ведущей к трассам, мы не нашли. Блуждали вдоль зарослей колючей травы и кустов в поисках подхода, как вдруг к нам подъехала машина. Какой-то мужик снова стал спрашивать, что мы тут делаем. Выяснилось, что он охранник некой альтернативной структуры, которая якобы тут всем рулит. Спросили его, часто ли тут бывают скалолазы. Он ответил, что редко, причём в последний раз приезжали не местные, а ребята из Новосибирска. Предупредил, что тут много змей. Мы и сами это поняли - минут двадцать назад нам дорогу переполз уж. В общем, к машине мы вернулись без улова - вот такая получилась Рыбалка. Отчаиваться не стали: погрузились и отправились в путь. Впереди нас ждали горы и конечная точка маршрута - скалолазный район Яломан. Рассказ о нём ждёт тебя, дорогой читатель, в шестой и последней части нашего эпического повествования об алтайской скалолазной экспедиции.

Скалолазный район Рыбалка

Подводя итог нашему пребыванию в Горно-Алтайске, можно смело утверждать следующее. Это приятный город, где с удовольствием можно провести пару дней. Полазать в Майме, где даже пятёрки не показались нам скучными. Возможно, повезёт встретить местных скалолазов (мы ни в одном из районов собратьев не встретили). Также мы рекомендуем посетить Музей Алтая на улице Григория Чорос-Гуркина. Чтобы не спешить, на его посещение нужно закладывать пару часов. Подняться пешком на гору Тугая на рассвете или на закате, когда пейзаж особенно живописен. Прогуляться по центру города, но не забыть заглянуть на узкие улочки частного сектора. Отведать вкуснейших блинов в «Сковородовне» и съездить на голубую Катунь. Если подгадать время, можно попасть на фестиваль этно-музыки или концерт кого-то из местных музыкантов, например, нашего любимого Добрыни Сатина.

(c) All rights reserved. Текст и фото: Юрий Бирилов. Полное или частичное копирование на других сайтах и/или в соцсетях без письменного разрешения автора запрещено.