top of page

ПИТЕР - Алтай, часть 1

В августе 2022 года команда SKALOLAZ.PRO совершила автопутешествие на Алтай и обратно. Экспедиция длиной в 10 тысяч километров состоялась при поддержке компании ULTRA-C, производителя российской спортивной магнезии. Мы начинаем серию публикаций, в которых расскажем о том, что увидели, проехав через полстраны.

Ночь. Улица. Фонарь. Автобус. Мы в Омской области, над нами потрясающее звёздное небо, идёт седьмой день экспедиции. Выдержка 30 секунд, пытаемся в воздухе написать фонариком «SKALOLAZ.PRO». Задача не из лёгких, нужно отзеркалить буквы и уложиться в полминуты. Где-то с пятой попытки получается сделать всё без ошибок. Позади Урал, скалодромы Екатеринбурга и огромный карьер Асбеста. Впечатления роятся в голове, словно голодные местные комары. А впереди Алтай, но пока не верится, что мы доберёмся туда. Уже неделю в дороге, а проехали только полпути. Кажется, горы неохотно подпускают нас к себе. Или просто дело в том, что Россия - самая большая в мире страна, и, когда едешь на машине, каждый километр пропускаешь через себя. Но сейчас это не важно: мы устали за день, и, закончив съёмку, быстро засыпаем в нашем отеле тысячи звёзд.

У каждой экспедиции есть цели. Были они и у нас. Мы хотели посмотреть страну, побродить по городам, о которых раньше слышали только в прогнозе погоды. Встретить старых и обрести новых друзей. Побывать в штаб-квартире нашего спонсора - компании Ultra-C, собственными глазами увидеть, как добывают сырье и как производят магнезию. Полазать в новых скальных районах. Прокатиться по самой красивой дороге России - Чуйскому тракту. Почувствовать Алтай.

Оказаться в этих волшебных горах - мечта детства. Но конкретный план отправиться туда появился после того, как на просторах Интернета мы услышали музыку Добрыни Сатина. Это алтайский музыкант, виртуозно играющий на нескольких инструментах и владеющий горловым пением. Добрыня работает в разных музыкальных стилях, но нас сильнее всего берёт за душу звучание его традиционного этнического проекта - Todosh. В общем, услышав эту музыку, мы стали паковать чемоданы. А потом ещё сходили в музей Рериха, увидели картины, написанные в алтайской экспедиции. Одним словом, вопрос, куда поехать летом, перед нами не стоял. Только Алтай. Даже если бы там совсем не было скал, мы бы всё равно отправились в этот край. Однако на наше счастье оказалось, что скал на Алтае достаточно. Итак, с целями экспедиции определились. Пора отправляться в путь, навстречу неизведанному.

Нитка нашего маршрута солидно смотрится даже на карте мира. На самом деле обратно мы проехали немного другим путём, чтобы было ещё интереснее. Если на Алтай мы двигались через Кострому, Киров, Пермь, Екатеринбург и Тюмень, то на обратном пути ушли на Челябинск и далее возвращались через Уфу, Казань, Нижний Новгород. В итоге получилось, что мы побывали в 21 регионе нашей необъятной Родины. При этом, когда ехали на восток, день убавлялся, поскольку двигались мы навстречу солнцу. Разница с Москвой на Алтае - четыре часа. Это несколько замедляло передвижение, так как ходовой день длился меньше. Зато на обратном пути навёрстывали упущенное: переместившись из Новосибирска в Челябинск, получили в подарок целых два часа! Эти игры со временем, незнакомые тем, кто привык ездить с севера на юг, придавали экспедиции особую пикантность.

Что ещё приятно удивило в дороге? Поля, на которых растёт рожь, пшеница, гречиха, овёс, кукуруза, подсолнечник. Посевы тянутся на сотни и тысячи километров, за исключением горных районов Урала и Алтая, а также болотистых земель Омской области. В Башкирии вообще можно наблюдать сюрреалистическую картину: среди золотой нивы то тут то там нефтяные вышки качают другое золото, чёрное. Когда видишь это, на душе становится спокойнее.

Нас ни разу не остановила госавтоинспекция, и качество дорожного полотна в основном тоже радовало. Плохой асфальт встретился лишь однажды - на пути из Твери в Ярославль. А вот двухполосное шоссе, соединяющее города миллионеры - это не уровень. Приходилось идти на постоянные обгоны по встречке. В случае же аварии, когда машины перекроют обе полосы, движение встанет намертво. Необходимо срочно улучшать связность страны, активнее вкладываться в инфраструктуру. Стоит отметить, что работы по развитию дорожной сети ведутся, но до момента, когда между областными центрами будут четырёхполосные магистрали (две полосы в одну, две в другую сторону) ещё далеко.

Предсказуемо расстроило отношение коллег-автомобилистов к природе. В местах остановок прилегающая территория страшно загажена. Отметим, что скалолазы в массе своей демонстрируют иное отношение к обращению с мусором и прочими бытовыми отходами. Выход из данной ситуации, вероятно, только один - размещение оборудованных стоянок каждые 15-20 км, как на платной дороге М11. Когда есть нормальный туалет и мусорные баки, люди перестают вести себя, как свиньи. Если же стоянка не оснащена благами цивилизации, она быстро превращается в помойку.

Что касается скал, то мы побывали в четырёх районах: Саввушка в Алтайском крае и Майма, Рыбалка и Яломан в республике Алтай. Подробнее о скалолазной составляющей экспедиции мы расскажем в следующих номерах. В Саввушке мы встретили Галю Терентьеву с учениками и еще несколько десятков скалолазов из Красноярска, Омска, Новосибирска. На всех остальных скалах мы были одни. В Яломане, на пахнущем полынью берегу Катуни, это одиночество было особенно пронзительным. Мы почувствовали, будто добрались до края земли, в то же время находясь в самом центре Евразии. Но чего-то не хватало. И на следующий день мы сели в машину и поехали дальше по Чуйскому тракту. Мы знали, что пробитых скал впереди больше нет, не считая альплагеря Актру. Но добраться туда на обычной машине нельзя, только на подготовленном внедорожнике или грузовике. И тем не менее, мы ехали вперед.

Наконец, после очередного перевала близлежащие лесистые склоны раздвинулись, и мы увидели высокие, покрытые снегом хребты. Остановились, вышли из машины. В лицо ударил плотный холодный ветер, дующий с недоступных вершин. Неподалёку в траве суетились суслики. Извиваясь по зелёной долине, блестела Чуя. В тот момент появилось ощущение, что мы, наконец, достигли точки, откуда начнётся наш путь домой. Щемящее чувство, что приключение заканчивается, по мере возвращения усиливалось с каждым километром пути. Возможно, поэтому этот материал был сдан последним. Ведь если ты пишешь отчёт об экспедиции, значит, она уже позади. А так хотелось схитрить и до последнего в этом себе не признаваться. Впрочем, когда одно путешествие закончилось, можно начинать планировать следующее. Изучать карты, рассматривать фотографии и панорамы в Интернете и пытаться представить, как это - заглянуть за горизонт и оказаться там, где раньше никогда не был.

(c) All rights reserved. Текст и фото: Юрий Бирилов. Полное или частичное копирование на других сайтах и/или в соцсетях без письменного разрешения автора запрещено.