top of page

ПИТЕР - АЛТАЙ - часть 6

В августе команда SKALOLAZ.PRO совершила путешествие на Алтай и обратно. Экспедиция длиной в 10 тысяч километров состоялась при поддержке компании ULTRA-C, производителя российской спортивной магнезии. Мы завершаем серию публикаций, в которых рассказываем о том, что увидели, проехав через полстраны. Сегодня речь пойдёт о горах и скальном районе Яломан.

Полынь. Терпкий запах степных трав, от которого кружится голова. Мы в предгорьях Алтая. Извилистый Чуйский тракт, серая после дождей Катунь, невысокие горы, на вершинах которых не лежит снег. Мы разбили лагерь на берегу реки, прямо под каменными стенами Яломана. Это самый южный из доступных скальных районов в этих краях. Есть ещё Актру, знаменитый альплагерь, где тоже есть пробитые трассы. Поначалу мы собирались заглянуть и туда, но позже выяснилось, что хорошей дороги в Актру нет. Альпинистов возят в горы из Курая местные жители на автомобилях повышенной проходимости. Наш автобус не проедет. Значит, Яломан - конечная точка маршрута, и теперь мы должны развернуться и ехать домой. Позади двенадцать дней пути, впереди - ещё восемь. Но мы пока об этом не знаем. Вдыхаем горький аромат алтайских трав, пьём кофе и готовимся пролезть первую трассу на Яломане.

Эти скалы зажаты между Чуйским трактом и Катунью. Реку и шоссе разделяет здесь не более шестидесяти метров. Массив имеет вытянутую форму, плоскости в основном вертикальные и положительные, местами чуть нависают. Порода прочная, с хорошим трением. У массива можно выделить юго-восточную и северо-западную части. Благодаря такому расположению даже в жаркую солнечную погоду на этих компактных скалах можно лазать в тени практически в любое время дня. На текущий момент там пробито 20 трасс от пятёрок до 7С. Мы успели попробовать лишь несколько маршрутов. На южной стороне массива неприятно удивила пробивка - вместо станции с цепью наверху имелся лишь один анкер с кольцом. Может, мы чего-то не увидели, но, если станция была спрятана где-то выше, за перегибом, то с её помощью уже не получится организовать верхнюю страховку. Так что, в любом случае, основания для замечаний по пробивке имеются. Мы, конечно, из положения вышли и спустились надёжно. На скалах, в отличие от скалодрома, организация страховки и обеспечение безопасности требуют куда больше сил. Да и про смекалку и творческий подход не нужно забывать. В целом же массив нам понравился. Трассы интересные, лазание разнообразное. К несомненным плюсам Яломана стоит отвести великолепную транспортную доступность. Доехать до скал можно по трассе с идеальным асфальтом, площадка под машины и палатки находится под скалами. Потенциал для пробивки там тоже есть. На стенке вдоль Катуни, например, просматриваются весьма перспективные, но пока не пробитые линии.

Кстати, что касается перспектив, то по дороге в Яломан (не доезжая чуть более 2 км до скал) мы заметили каменный развал. Остановились, сходили на разведку. Многообещающие боулдеры там определённо есть. Один камень, чем-то напоминающий изваяние с острова Пасхи, прямо сильно заинтересовал. К сожалению, у нас был только один крэш и совсем не было времени, чтобы чистить камни и площадки под ними. Публикуем координаты места для тех, кто захочет провести более детальную разведку этого места. Возможно, тогда на Алтае появится первый боулдеринговый район. Итак, камни можно найти тут: N50.53180, E86.56348. Место может быть опасным из-за неустойчивости некоторых камней, будь внимателен и осторожен, читатель!

На следующий день мы ещё полазали на Яломане, а затем отправились на поиски снега. Не хотелось уезжать с Алтая, не увидев настоящих гор. Чуйский тракт баловал нас живописными видами на протяжении 150 км, пока мы, наконец, после очередного поворота на издали радостный крик при виде белоснежных вершин. Координаты первой точки, откуда видны горы, такие: N50.25846 E87.66461. Отсюда можно полюбоваться Актру и другими пиками, а до одноимённого лагеря по прямой 20 км. Но так летают лишь птицы, человеку добраться туда несколько сложнее.

Мы поставили автобус на огромном зелёном поле. Со стороны высоких гор из ущелья дул плотный холодный ветер. Пришлось набросить куртки. Нечего было и думать о том, чтобы поднимать дрон - его бы сразу сдуло. Решили подняться на холм с другой стороны дороги, чтобы полюбоваться пейзажем с более удачного ракурса. По дороге встретили сусликов. У них тут целая колония, зверьки десятками шныряют в траве. Один любопытный грызун подпустил совсем близко, но потом передумал и всё-таки скрылся в норе. Когда мы достигли скалистого уступа на вершине холма и обернулись, горная цепь предстала во всей красе. Внутри стало тепло и спокойно. Мы поняли, что теперь можно возвращаться домой.

В ту же ночь мы рванули в обратный путь. Ночевали уже под Горно-Алтайском, в сосновом лесу на берегу Катуни. С утра прогулялись по берегу, покрытому галькой, и двинулись дальше. Новосибирск, Омск и, наконец, Челябинск. Мы решили ехать обратно другим маршрутом - южнее, через Уфу, Казань и Нижний Новгород. Ни в одном из этих городов мы раньше не были, поэтому очень хотелось захватить и их в рамках нашего эпичного турне.

В Челябинске забежали в Искру, к большому удовольствию встретили там хозяйку - Катю Киприянову. Пообщались, немного полазали, утром помчали дальше. Обедали в Уфе. Башкирская кухня порадовала: беляш, учпочмак, чак-чак зашли на ура. Кстати, на счёт кухни. Пару раз на Алтае зашли в кафе, где на вывесках было написано «национальные алтайские блюда». На деле эти заведения оказались обычными столовками, есть мы там не стали. В общем, есть ли сегодня на Алтае местная кухня, вкусна ли она - выяснить это нам не удалось. Придется вернуться и продолжить изыскания.

Вечером прошли Набережные Челны, ночевали под Казанью. Про этот город мы много слышали, и нам было любопытно, так ли он хорош на самом деле. Погуляли по центру, посмотрели мечеть, поели плов, купили пару сувениров. Нельзя сказать, чтобы город нас чем-то сильно удивил. Да, там красиво, но задерживаться там, чтобы рассмотреть детали, мы не стали. Возможно, Казань не впечатлила, потому что мы возвращались с Алтая. После таких пейзажей рукотворная красота не цепляет. Зато понравились нефтяные вышки, размеренно качающие «чёрное золото» посреди золотых полей пшеницы. Нижний Новгород проскочили мимо вечером, видели только светящийся, как новогодняя ёлка, завод «Лукойл». Он великолепен. Несмотря на то, что из Казани выехали поздно, закусили удила и домчали до Москвы. На следующий день уже были дома. Это было самое мощное путешествие в нашей жизни. За двадцать дней мы заново осознали, как велика наша страна, и почувствовали, как прекрасен Алтай. И теперь, когда в прогнозе погоды мы слышим названия городов, где побывали, это уже не просто набор букв. Это улицы, дома, скалодромы, кафе и люди, которых повстречали на нашем пути.

(c) All rights reserved. Текст и фото: Юрий Бирилов. Полное или частичное копирование на других сайтах и/или в соцсетях без письменного разрешения автора запрещено.

Недавние посты

Смотреть все

СКАЛОЛАЗАНИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Как и где начать заниматься скалолазанием? Кто может заниматься скалолазанием? Какой скалодром выбрать? Что это вообще такое –...